На протяжении своей профессиональной деятельности педагог должен проходить курсы повышения квалификации – это обязательно. При этом каких-то конкретных курсов, обязательных для прохождения всеми, не существует. В законодательстве прописано право педагога на повышение квалификации не менее одного раза в три года, а обязанность обеспечить это повышение квалификации закреплена за образовательной организацией. Квалификационная категория - это основной показатель профессионализма учителя, который отражает его компетентность.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Повышение квалификации — это один из видов профессионального обучения. Цель данного вида обучения — повышение уровня теоретических знаний педагогов, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Основные цели повышения квалификации педагогических работников:
- развитие их профессиональной компетентности;
- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника.
Педагогу необходимо постоянно учиться, ведь в лицах его учеников каждый год меняются временные этапы, быстро меняются представления об окружающем мире. Прохождение курсов повышения квалификации дает возможности не только узнавать о новых требованиях и технологиях современного образования, но, в первую очередь, встретиться с людьми, думающими также, которые преданы своему делу, и бесконечно любят свою профессию и детей.
Виды и формы повышения квалификации
Повышение квалификации педагогов реализуется на основании применения системного подхода. Он включает в себя три уровня организации профессиональной подготовки и переподготовки педагогов:
- Внутриорганизационный. Сюда входит повседневная работа педагога, ориентированная на развитие его профессионального мастерства, проведение методических разработок в рамках учебного учреждения.
- Самообразование. Оно включает в себя чтение педагогом педагогической литературы, знакомство с инновационными направлениями деятельности, открытиями в области педагогики, освоение инновационных методов организации учебно-воспитательной работы, применение новых форм и технологий. Педагоги могут посещать семинары, вебинары, лекции, чтобы повысить свои знания и практические навыки в какой-то области, пройти самостоятельное обучение в вузах для повышения своей квалификации, получения второго высшего образования и т.д. Самообразование имеет большой потенциал в развитии профессионального мастерства педагога. Если педагог желает саморазвиваться, укреплять и расширять свои знания, то он найдет для этого множество способов.
- Прохождение курсов подготовки и переподготовки педагогических кадров. Педагога отправляют раз в пять лет на прохождение курсов по повышению своей квалификации. Кроме того, педагог сам может выбрать для себя курсы, способствующие углублению своих знаний и расширению педагогического опыта.